Вперед и вверх

Евзерихин Эммануил/ТАСС
1950
Вперед
и вверх
1950
Ввод в строй участка Кольцевой линии метро от «Курской» до «Парка культуры».
1952
Сдана в эксплуатацию первая из семи знаковых высоток Москвы — дом на Котельнической набережной.
1953
Открывается комплекс зданий МГУ на Ленинских горах.
1954
Замкнута Кольцевая линия метро.
1954
Совет Министров СССР принимает решение о создании аэропорта Домодедово.
1955
Начинается эпоха мас­сового строительства типовых пятиэтажек.
1956
Построен стадион «Лужники».
1957
Проходит VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
1958
Начал работать первый участок Филевской линии метро от Арбатской до Кутузовской.
1959
Открытие международного аэропорта Шереметьево.
Архитектура как символ победы
1950-е годы в Москве — время бурного развития. Жители города возвращались из эвакуации, столица разрасталась поразительными темпами. Налаживалась работа предприятий и учреждений. Достраивались знаковые здания — знаменитые семь московских высоток: жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, административно-жилое здание на площади Красные Ворота, гостиница «Ленинградская» и главное здание МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах. Они стали вершиной послевоенного советского ампира в городской архитектуре, символом мощи советского народа, победившего в страшной войне, символом обновления и стремления ввысь.
Кольцо замкнулось
Активно строился Московский метрополитен: 1 января 1950 года открылся для пассажиров первый участок Кольцевой линии (от «Курской» до «Парка культуры»), в 1952 году началось движение по второму участку — от «Курской» до «Белорусской», а к 1954 году Кольцевая линия замкнулась. Изначально по проекту планировалось пустить подземку прямо под Садовым кольцом, но линию в северной части Москвы решено было отодвинуть на 1,5 км, чтобы обеспечить доступ к семи из девяти столичных вокзалов. К концу десятилетия началось строительство новых радиальных веток метро.
Василий Егоров/ТАСС
Высотку на Котельнической набережной начали возводить в 1938 году, но завершить масштабный проект помешала война
Леонид Великжанин, Вячеслав Шаровский/ТАСС
Московский метрополитен, 1957 год
Новые пути
Одновременно ведутся масштабные работы по реконструкции и сооружению транспортных магистралей, благоустройству и озеленению, развитию транспорта и связи, увеличению мощ­ности водопроводной и канализационно-очистной систем, расширению сети торговли, общественного пи­тания, коммунально-бытового обслуживания. Застраи­ваются улица Горького (ныне Тверская), Садовое кольцо, Ленинский, Ленинградский, Кутузовский проспекты и проспект Мира. Через Хамовники, старый одноэтажный район, в 1958 году проложен Комсомольский проспект — новая транспортная магистраль, кратчайшим путем связавшая центр столицы с юго-западом.

208,8 млн человек — население СССР, по данным переписи 1959 года

Хрущевки на смену сталинкам
Генеральный план реконструкции Москвы, принятый в 1952 году, предписывал устранять излишества в проектировании и строительстве, отказываться от вычурных декоративных элементов в архитектуре (колоннад, башенок, портиков и тому подобного), чтобы удешевить строительство. В 1954 году после речи Хрущева на съезде архитекторов страна переходит на принцип массового экономичного индустриального домостроения из сборных деталей на базе типовых проектов. Основной объем строительных работ в Москве был сосредоточен в созданной в том же году строительной организации — Главмосстрое, одной из крупнейших в стране.

Именно в эти годы широко развернулось строительство новых жилых массивов столицы. Первым среди них стал юго-запад. На северо-западе начал застраиваться район Хорошево-Мневники, на востоке — Измайлово, на западе — Фили. В новых районах широко применялось свободное расположение зданий внутри кварталов.

Открываются детские и юношеские спортивные школы, в домах культуры и дворцах пионеров появляются различные кружки по интересам.
В каждом микро­районе обязательно есть школа, столовая, магазины, детские сады и ясли, почта, предприятия бытового обслуживания в пределах 3−5 минут ходьбы от дома.

На бывших окраинах и магистралях в центре строятся огромные по тем меркам жилые дома в 5−14 этажей. В новых кварталах прокладываются улицы с асфальтированной проезжей частью и тротуарами, обрамленными деревьями. В больших дворах жилых районов разбиваются скверы с газонами, цветниками и детскими площадками. Конечно, панельные дома с небольшими квартирами, низкими потолками, маленькими кухнями и совмещенными сан­узлами не идут ни в какое сравнение с роскошью сталинских высоток, но это долгожданное собственное жилье для сотен тысяч семей.
Борис Рябинин/РИА Новости
Строительство района Новые Черемушки, где расположился знаменитый опытно-показательный 9-й квартал. Здесь испытывались инновационные подходы к комплектации и планировке микрорайонов, новые типы домов и квартир, строительные и отделочные материалы
Наум Грановский/ТАСС
Массовая жилая застройка новых районов Москвы
Культура новой эпохи
В 1957 году в Москве состоялось одно из самых ярких культурных событий десятилетия — VI Международный фестиваль молодежи и студентов. В нем участвовали 34 тыс. человек из 131 страны мира. Иностранные гости свободно общались с москвичами (после этого
в стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон), для всех был открыт бесплатный вход в Московский Кремль и Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького.

Символами форума стали голубь мира («Голубка» Паб­ло Пикассо), стилизованный под цветок земной шар с пятью лепестками-континентами (его нарисовал художник Константин Кузгинов) и монумент работы Станислава Савицкого «Миру — мир!». К фестивалю в Москве был заложен парк Дружбы, где участники молодежного форума высадили деревья. Построены гостиница «Турист» на ВДНХ и «Украина». По Москве впервые начали ходить венгерские автобусы «Икарус», к фестивалю приурочены выпуск первых автомобилей ГАЗ-21 «Волга» и микроавтобусов РАФ-10.

Специально к событию пишутся песни «Если бы парни всей Земли…», «Зори московские…», «Звенит гитара над рекою…», но визитной карточкой СССР и Москвы надолго становятся «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи.
Рахманов Николай/ТАСС
Батанов Александр, Мастюков Валентин/ТАСС
Торжественный парад VI Международного фестиваля молодежи и студентов
Прогресс требует технологий
Параллельно с развитием науки и промышленности совершенствуются и технологии. В авиации поршневые моторы сменяются турбореактивными. Вместо керосиновых и лигроиновых карбюраторных двигателей в автопроме на железной дороге и водном транспорте начинают использовать дизельные. Количество автомобилей на улицах города существенно выросло. А новым двигателям нужен бензин более высокого качества — А-66, 70 и 74.

Все эти перемены требовали модернизации нефтепереработки. Крекинг-завод № 413 за пятую пятилетку (1951−1955 годы) не только приступил к крупной реконструкции производства, но и получил свое современное название — Московский нефтеперерабатывающий завод. Коллектив предприятия активно решал задачи по замене ректификационных колонн и оптимизации схемы трубопроводов.

Благодаря сотрудничеству МНПЗ с профильными институтами работы по реконструкции шли в тесном контакте с наукой. Первым итогом этого партнерства стала разработка высокопроизводительного электродегидратора, который помогал очищать сырье от влаги и солей, и его технология в дальнейшем внедрялась на НПЗ других стран соцлагеря. На предприятии стартовала кампания по популяризации технических знаний: открылись обучающие классы и школы передового опыта.
Установка № 51 карбамидной депарафинизации дизельного топлива, 1957 год

В 1951 году на заводе работали 1427 человек

В надежных руках
В этот знаковый для завода период его директором стал Демид Васильевич Иванюков, который проработал в этой должности 22 года, получив Ленинскую премию, звания «Герой Социалистического Труда» и «Заслуженный изобретатель РСФСР».

Заводчане отмечали выдающиеся организаторские способности нового директора, его не­обыкновенную любознательность и деловую хватку. Возглавив завод, Иванюков в первую очередь утвердил план по обес­печению надежности работы установок. Он внедрил передовые методы монтажных и строительных работ при проведении капитальных ремонтов.
Директор МНПЗ Демид Иванюков (на переднем плане) и главный инженер завода Леонид Злотников
План пятилетки предприятие выполнило

27 августа 1955 года, мощность завода выросла на 88%, а производительность труда за счет автоматизации и использования более эффективного оборудования — на 83%! Благодаря механизации на МНПЗ удалось отказаться от 1253 тяжелых ручных операций

Капотня становится поселком многоэтажек
В годы руководства заводом Демид Васильевич Иванюков уделял огромное внимание развитию Капотни. Именно при нем изменился облик поселка. Еще в начале 1950-х годов большинство работников завода жили во временных бараках без элементарных бытовых удобств: водопровода, газа и парового отопления. В 1953 году началось строительство многоквартирных домов, школы на 960 мест, пионерского лагеря, профилактория. В поселке появились клуб, детсад на 50 мест, детские ясли, был разбит парк, который отделил жилую зону от заводской территории.
Ясли для детей сотрудников
Занятия в вечернем техникуме для будущих нефтепереработчиков
Знания – в массы
В 1954 году в Капотне открылся вечерний техникум, который готовил специалистов для завода. В новом заводском клубе проводились встречи на общественно-политические, производственно-технические, естественно-научные темы, читались лекции по литературе и искусству. На заводе устроили свою библиотеку, где изначально хранилось около 8800 томов книг, ежегодно фонд пополнялся — приобреталось до 1300 новых изданий, очень популярны были читательские конференции. Модным был и альманах клуба под названием «Хочу все знать!» — его читал практически каждый заводчанин. В клубе организовали самодеятельные коллективы (театральный, танцевальный, хоровой) и даже оркестры, а также детский кружок «Умелые ручки».

На предприятии уделялось большое внимание организации хорошего лечения и отдыха трудящихся. В 1954 году по требованию Иванюкова расширила штат сотрудников местная поликлиника. Встал вопрос о строительстве новой больницы. Отличившиеся работники получали талоны на питание за счет средств завода. Почти 700 семьям были выделены личные огородные участки.
Теплицы на территории завода
Библиотека Московского НПЗ
Овощи круглый год
В заводской теплице выращивали овощи: инициатива создания собственного тепличного хозяйства принадлежала директору Московского НПЗ Демиду Иванюкову. 3 сентября 1953 года это начинание даже отметил Никита Хрущев в докладе на пленуме ЦК КПСС.

Сегодня, когда в магазинах и зимой и летом полно овощей и фруктов с разных концов света, трудно представить себе, почему этой заводской инициативе придавалось такое значение. В то время в советских городах не всегда было легко купить свежие фрукты и овощи, даже местные и даже в сезон. А Московский НПЗ начал выращивать их, используя для обогрева теплиц отработанный пар с собственных установок. В 1955 году с каждого квадратного метра теплицы снимали по 45 килограммов овощей. С середины февраля и почти до конца июля выращивали огурцы, затем наступал и длился до декабря сезон томатов. Помимо этого, растили салат, шпинат, лук. Теплицу размером 1 тыс. кв. м обслуживали всего два человека.
«В кабинете директора Московского неф­теперерабатывающего завода Д. В. Иванюкова раздался звонок.

— Демид Васильевич? Это из ресторана «Прага». Выручайте по старой памяти. Нам бы килограммов сто помидоров и двести огурцов. <…>

Через некоторое время директор пробасил в трубку:

— Можем поделиться. Присылайте машину.

Покажется на первый взгляд странным, что нефтеперерабатывающий завод снабжает свежими овощами торгующие организации столицы, а в штате предприятия есть специалист сельского хозяйства. Но это так.

Установки завода издали кажутся укутанными в вату. Это пар. Нельзя ли отработанному теплу найти более достойное применение? Несколько лет назад работники Московского нефте­перерабатывающего завода принялись за решение этой проблемы.

На территории предприятия был создан специальный теплоцентр, который обогревает парники и теплицы двух колхозов и совхоза «Белая дача». Теплоцентр экономит столько угля, сколько надо для отопления ста стоквартирных домов. <…>

Вот ангарная теплица. Это целый дворец из стекла и металла. <…> Со временем предприятие будет получать из отходов нефтепереработки легкую проз­рачную полиэтиленовую пленку. Она-то и заменит массивные вогнутые стекла. <…> Урожайность повысится. <…> Потому что полиэтилен, не в пример стеклу, пропускает ультрафиолетовые лучи".
В. Крупин. «Завод-совхоз» // «Огонек». 1958. 31 августа