оттепель

Великжанин Виктор/ТАСС
1960
оттепель
1960
Подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О расширении городской черты Москвы».
1960
Открылась Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД).
1961
Москва встречает первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
1961
Открывается станция метро «Первомайская», первая хрущевская станция метро, так называемая «сороконожка».
1962
Открытие нового аэропорта – Домодедово.
1963
Красная площадь стала пешеходной зоной.
1964
Выходит фильм «Я шагаю по Москве».
1966
Введена в строй Ждановская (Таганско-Краснопресненская) линия метро.
1967
Гостиница «Россия» приняла первых постояльцев.
1967
Построена Останкинская башня, с нее транслируется телесигнал.
1969
Из аэропорта Шереметьево совершил первый рейс сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.
Москва растет
22 ноября 1960 года открылось движение по автомобильной трассе, которая получила название Мос­ковская кольцевая автодорога. Первый участок магистрали протянулся от Симферопольского шоссе до Ярославского, уже через два года кольцо замкнулось полностью. Дорога имела ключевое значение не только для организации транзитного движения через столицу, она обозначила новые границы города. Теперь в состав Москвы вошли 17 районов: четыре — в пределах Садового кольца и 13 — по радиусам вокруг него до МКАД. В 1969 году границы города изменились еще раз: большие, активно заселявшиеся районы внутри кольцевой автодороги поделили на более компактные. Кроме того, появился первый район за пределами МКАД — Зеленоградский.
Новая архитектура
Начинается строительство двух знаковых объектов: гостиницы «Россия» почти на 3 тыс. номеров и Останкинской телебашни.
«Россия» стала первой гостиницей, открытой для всех горожан. Здесь располагались концертный зал, ресторан, кинотеатр, библиотека, магазины. Дизайн помещений подчеркивал современность сооружения: простые формы, функциональность, множество технических новшеств, например кондиционеры. В оформлении использовались пластик, металл, новейшие синтетические материалы.

В ноябре 1967 года началось вещание с Останкинской телебашни — сооружение высотой 540 м превратилось в один из символов Москвы. Башня не только выполняла техническую функцию, но и служила культурно-развлекательным объектом: на ней располагались несколько смотровых площадок, а также уникальный ресторан «Седьмое небо», залы которого вращались по кругу. Прообразом основания башни, по словам автора проекта Николая Никитина, стал перевернутый цветок лилии с крепким стеблем.
Николай Пашин/РИА Новости
Строительство Останкинской телебашни. До этого основным телерадиовещательным центром Москвы и Московской области был телецентр на Шаболовке, у подножия Шуховской башни
ТАСС
Строящееся здание гостиницы «Россия». Почти сразу после окончания строительства оно было включено в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой отель в Европе
Наум Грановский/ТАСС
Москва, проспект Калинина (Новый Арбат) в 1967 году
Автомобильная столица
Москва превращается в столицу отечественного автопрома. 18 мая 1967 года с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей (позднее — АЗЛК) сошел миллионный автомобиль «Москвич». Отечественные автомобилестроители отказались от использования конструктивных решений, которые применялись на зарубежных заводах. Собственные разработки оказались удачными, производство легковых автомобилей развивалось стремительно, увеличивался и экспорт советских легковушек в зарубежные страны.

Шестидесятые можно назвать золотым веком отечественного автопрома. В 1960 году начался выпуск первой малолитражки — автомобиля «Запорожец» 965-й модели, который соотечественники нарекли «горбатый». Его оснащали сначала 23-сильным двигателем, затем двигатель стал более мощным — 30 лошадиных сил. В 1964 году начали производить «Москвич-408» — более комфортабельный и вместительный по сравнению с первыми моделями, устойчивый на дороге. В конце 1960-х ему на смену пришел «Москвич-412» с мощным и экономичным двигателем. Если «Запорожец» был автомобилем «для всех», то «Москвич» можно назвать уже машиной «комфорт-класса».

А самым дорогим, престижным и комфортабельным авто того времени была «Волга» ГАЗ-21, которую выпускали на Горьковском автозаводе с 1965 года: в ней были установлены радиоприемник, печка, а в некоторых экземплярах — и автоматическая коробка передач. Еще более престижным автомобилем была «Чайка» — машина представительского класса.

10 копеек

стоил литр бензина АИ-93 в 1960-х годах

Московский нефтеперерабатывающий завод шел в ногу с советским автопромом, выпуская качественное современное топливо: в ноябре — декабре 1967 года на предприятии начали вырабатывать бензин А-93 с высоким октановым числом.
Большая модернизация
1960-е годы для Московского нефтеперерабатывающего завода — время масштабной модернизации предприятия. С развитием промышленности и ростом потребительской активности требовалось внедрение принципиально новых эффективных технологий, вторичных процессов в переработке нефти: каталитического риформинга и гидроочистки. Строительство новых установок должно было улучшить все технико-экономические показатели, обеспечить сырьем процессы нефтехимии.

В 1962 году завод посетила правительственная комиссия во главе с председателем Совета Министров СССР Алексеем Николаевичем Косыгиным. Благодаря этому визиту модернизация завода была включена в список важнейших промышленных строек страны. Строительным организациям, задействованным в работах, были поставлены жесткие сроки и требования к качеству.

К концу десятилетия в эксплуатацию были запущены два десятка новых объектов, в том числе первые в стране установки каталитического риформинга и производства полипропилена. Шла работа и по экологической модернизации производства, усиливался контроль за безопасностью: на заводе появились собственная пожарная и газоспасательная службы.
Компрессорная установка ЛЧ-35/11-300
Министр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР В.С. Федоров на разгрузке первой тонны полученного на МНПЗ полипропилена

К 1970 году на заводе освоили 12 новых технологических процессов, наладили выпуск 32 видов новой продукции

Забота о людях
В конце 1960-х годов на МНПЗ приняли комплекс мер, чтобы в цехах стало тише, а воздух был чище. Например, в газовой компрессорной построили звукоизоляционную кабину, установили специальные торцевые уплотнения на центробежные насосы. За безопасностью следили 120 специальных датчиков. На рабочих местах стало гораздо светлее: лампы накаливания заменили люминесцентными.
Капотня теперь Москва
В связи с расширением границ Москвы район Капотня становится частью города. Это событие придает дополнительное ускорение работам по благоустройству как завода, так и территории самого района.

На Московском НПЗ были созданы подразделения, отвечающие за работу клуба, профилактория, профессионального училища, кафе, пионерского лагеря и других организаций. В 1967 году началось строительство культурно-бытового центра.
Зеленый цех
Новые технологии пришли и в тепличное хозяйство. Заводские изобретатели построили теплицу ангарного типа, полностью механизированную и автоматизированную. Этот проект получил золотую медаль на выставке в Брюсселе. В зеленом цехе нефтеперерабатывающего завода началось выращивание овощей, фруктов и даже цветов методом гидропоники — помидоры, редис, огурцы, виноград и гвоздики выращивались не на грунте, а на щебенке. Зеленый цех завода получил статус научно-исследовательской лаборатории по выращиванию растений без почв.
Капотня, 1-й квартал, дом 7. Стройка 1960–1962 годов
Антонина Дмитриевна Коптяева (1909−1991) была известной писательницей, лауреатом Сталинской премии 1950 года. Ее «Дар земли» (опубликован отдельной книгой в 1965 году), типичный для советской эпохи производственный роман, посвящен нефтяникам Поволжья. В этой книге прототипом одного из главных героев стал директор Московского НПЗ Демид Васильевич Иванюков. Действие происходит с конца 1920-х по 1950-е годы. Главный герой Ярулла Низамов, бывший башкирский крестья­нин, постепенно превращается в уважаемого бурового мастера. На его пути встречаются разные люди, в том числе молодой инженер Алексей Груздев, который со временем становится директором нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске.

22 года Московский нефтеперерабатывающий завод

возглавлял Д.В. Иванюков

Директор завода Демид Васильевич Иванюков
Собирая материал для романа, Коптяева объез­дила множество нефтяных промыслов и других предприятий Урала, Башкирии и Татарии, а еще побывала на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Как признавалась впоследствии писательница в статье­ «Рождение героя» (1969), именно после знакомства с директором МНПЗ Демидом Васильевичем Иванюковым в ее сознании оформился образ инженера Груздева:
«Человек колоссальной энергии, новатор, не дающий покоя ни себе, ни окружающим, он превратил свой завод в настоящую научную лабораторию. <…> Чего стоило создание своего метода по полипропилену! А дизельное топливо, не застывающее при больших морозах?! А уксусная кислота — продукт для парашютного шелка?! А охлаждение оборотной воды путем обогрева теплиц и многое-многое другое?! Все эти иванюковские идеи позволили реконструировать маленький подмосковный завод в отличное громадное предприятие, организовать на нем прекрасно слаженный трудовой коллектив. Тут хватило бы проблем на сотню литературных героев.

Иванюков вдохнул живую душу в Алексея Груздева, несмотря на то что у Груздева уже было несколько прототипов. <…> Но Груздев стал героем романа только после моей встречи с Демидом Иванюковым".