Москва – город будущего

Иван Шагин/РИА Новости
1930
МОСКВА
ГОРОД БУДУЩЕГО
1930
Начал выпуск автомобилей Московский автосборочный завод имени КИМ (современное название «Москвич»).
1931
Построен главный корпус «Мосфильма» на Воробьевых горах.
1931
Сдан в эксплуатацию первый корпус Дома на набережной.
1932
Утвержден проект Дворца Советов, началась подготовка котлована под строительство.
1934
После запуска первого в СССР конвейера завод ЗИС (впоследствии ЗИЛ) перешел на выпуск 100 тыс. автомобилей в год.
1935
Запущена первая линия Московского метрополитена.
1935
На башнях Кремля установлены звезды, инкрустированные уральскими самоцветами.
1936
Начато строительство крекинг-завода (первое название Московского нефтеперерабатывающего завода).
Москва многогранная
В 1931 году Москва как столица государства получила статус отдельной административной единицы. Главный город молодой советской страны должен был стать образцом социалистического переустройства. Еще с 1920-х годов группы архитекторов предлагали различные планы развития столицы. Все они сходились в том, что город будет стремительно расти и выполнять не только представительские функции. Москве предстояло стать крупным индустриальным центром. Новым заводам потребуются сотрудники, им — жилье, транспорт, социальные учреждения, места для отдыха и досуга…
AKG-images/East News
Аэросъемка Москвы, 30-е годы
Борис Игнатович/РИА Новости
Первые советские автобусы Я-6 («яшки») на перекрестке улиц Петровка и Кузнецкий Мост
Генеральный план развития города был принят в 1935 году, но еще до его утверждения были развернуты масштабные стройки административных, общественных и промышленных зданий, дорог, парков. Появилась сеть вузов и техникумов инженерной направленности. Они должны были растить кадры для энергетической, авиационной, горной, нефтяной, машиностроительной, металлургической, сельскохозяйственной и других отраслей промышленности. Развивалась транспортная инфраструктура: плюсом к регулярному автобусному сообщению в 1933 году были организованы троллейбусные маршруты, а в 1935 году вошла в строй первая линия метрополитена — от парка «Сокольники» до Парка культуры. Чтобы обеспечить коммунальные нужды города, был построен канал Москва — Волга.

В связи с набирающей обороты индустриализацией столица нуждалась в большом количестве моторного топлива, а стройплощадкам требовался битум. В то же время по результатам первой пятилетки объемы переработки нефти оказались в пять раз меньше, чем в США. Основной задачей второй пятилетки стало «догнать и перегнать Америку». 5 апреля 1935 года вышло постановление Совета труда и обороны о создании крекинг-завода вблизи столицы, а уже в феврале 1936 года было начато строительство.

К 1935 году в Москве проживало уже 3,6 млн человек: всего за 10 лет количество населения увеличилось вдвое. Городу остро требовалось собственное, максимально близко расположенное предприятие по выпуску нефтепродуктов, чтобы обеспечивать транспорт моторным топливом, а стройки — битумом.

Княжеское место
Для строительства нефтеперерабатывающего завода выбрали площадку возле селения Капотня Ухтомского района, на берегу Москвы-реки. Расположение у воды было обязательным условием: сырье — бакинский мазут — предполагалось доставлять баржами.

Капотня — одна из древнейших деревень на территории современной Москвы, впервые она упоминается в духовной грамоте 1331 года: князь Иван Калита передал деревню своему сыну. Долгое время территорией управлял Николо-Угрешский монастырь. Его настоятель обложил крестьян настолько непомерной данью, что в ситуацию пришлось вмешаться императрице Екатерине II.

Вплоть до начала XX века Капотня и соседние села Чагино и Кишкино были преимущественно сельскохозяйственными: жители выращивали овощи на огородах и фруктовые деревья. Поэтому на гербе современной Капотни изображена яблоня. Однако уже в конце XIX века в селе начали появляться промышленные предприятия: кирпичный и два торфяных завода.

Жители Капотни стали и первыми работниками будущего нефтеперерабатывающего завода: они вошли в состав строительных бригад, которые в феврале 1936 года начали расчищать выбранную комиссией площадку.

Многотиражка «За крекинг», выходившая на стройке с сентября 1936 года, в одном из первых номеров сообщала, что на объекте насчитывается 200 стахановцев и каждый пятый из них ежедневно выполняет по две нормы.

Быстрый старт
Московский крекинг-завод — первый НПЗ в стране, построенный не там, где добывают нефть, а там, где больше всего нужны нефтепродукты. На начальном этапе было решено возвести на заводе только установку крекинга — процесса, в результате которого получают бензин и дизельное топливо. Такой подход способствовал ускорению строительства. Запуск завода запланировали на 1938 год.

К весне 1936 года на стройплощадке будущего МНПЗ трудились 1144 человека: строители, монтажники, наладчики, инженеры… В сжатые сроки им надо было построить, смонтировать и отладить такие сложные в техническом отношении сооружения, как крекинг-установка № 1, парокотельная, водокомпрессорный цех и многое другое.
Первая проходная, 1936 год
Здание заводского отдела кадров, 1939 год

1 апреля 1938 года первый директор Московского крекинг-завода Николай Иосифович Мухин, приняв рапорт о готовности крекинг-установки, дал команду «Пуск!». В 14 часов 40 минут установка вышла на нормальный технологический режим. Была получена первая тонна бензина.

Больше топлива для Москвы
По плану предполагалось, что завод сможет вырабатывать 155 тыс. тонн бензина в год, пропуская через крекинг-установку 850 тонн мазута в сутки. Однако инженеры-технологи уже к концу 1938 года смогли обеспечить стабильный высокопроизводительный режим работы установки. В результате выпуск бензина повысился на 13% сверх планового задания, а среднесуточная переработка сырья превысила 900 тонн.

В 1939 году в строй вошла комбинированная установка термического крекинга № 2 с проектной мощностью 540 тыс. тонн в год. Таким образом, за первые два года завод переработал 800 тыс. тонн мазута.