Крутые виражи

Борис Кавашкин/ТАСС
1990
крутые
виражи
1990
Начата реконструкция МКАД, три этапа расширения завершились в 1998 году.
1991
Попытка государственного переворота в СССР, в Москву введены войска и броне­танковая техника.
1993
Конституционный кризис, вооруженное противостояние президента Ельцина и Верховного Совета.
1995
Открыт мемориальный комплекс «Парк Победы» на Поклонной горе, где был построен музей Великой Отечественной войны, возведен храм Георгия Победоносца и воздвигнут монумент Победы.
1995
Начала работу Люблинская линия метро.
1997
Москва празднует 850-летие.
1998
Начат основной этап строительства Третьего транспортного кольца.
1999
На стадионе «Лужники» проходит финальный матч розыгрыша Кубка УЕФА, играют «Парма» и «Олимпик Марсель».
Свободная экономика
Москва в 1990-е стала полем для противостояния всех существующих в СССР уровней влас­ти: союзных, республиканских, региональных, городских. Издавались новые законы, зачас­тую противоречащие друг другу. На улицах столицы — бесконечные митинги: перекрыто то Садовое кольцо, то Бульварное, протестующие жили в палаточных городках на Манежной площади, Васильевском спуске…

Правительство страны запустило череду экономических реформ и разрешило свободное предпринимательство. В результате цены на товары выросли за год более чем в 2000 раз, в то же время понятие «дефицит» исчезло из лексикона. Москва покрылась сетью коммерческих ларьков, крупные спортивные объекты превратились в вещевые рынки. В Россию пришли иностранные компании, город пестрел яркой рекламой.
Борис Кавашкин/ТАСС
Вещевая ярмарка в Лужниках, где можно было купить все: от дубленок и курток до аудио-,
видеотехники и продуктов
Еще больше автомобилей
Вторая половина 1990-х — время бурного строительства различных арт-объектов, знаковых зданий и со­оружений — храм Христа Спасителя, ТЦ «Охотный Ряд», мост Багратион…

Шло масштабное строительство дорог и расширение имеющихся магистралей: в результате трехэтапной реконструкции МКАД приобрела современный вид — многополосное шоссе с многоуровневыми развязками и сопутствующей дорожной инфраструктурой. Правительство Москвы приступило к строительству Третьего транспортного кольца.

Новые магистрали были необходимы: автомобилей на дорогах столицы становилось больше с каждым днем. Подержанная иномарка — ценный актив, поэтому в московских дворах массово вырастали гаражи-«ракушки». Спрос на бензин увеличился в несколько раз, одновременно менялась и структура розничного рынка нефтепродуктов.
Топливо на вес золота
В 1992—1994 годах в столице наблюдался настоящий топливный голод: в очереди к бензо­колонке можно было простоять несколько часов. Власти города были вынуждены отказаться от монополии на розничную торговлю бензином. Из 220 АЗС, принадлежавших Московскому производственному комбинату автообслуживания, около 160 были переданы в аренду. Мэрия разрешила торговать топливом прямо с бензовозов и устанавливать временные контейнерные АЗС.

Еще один кризис случился в 1999 году, когда за несколько дней цены на топливо подскочили почти в 2,5 раза. Глава Минтоп­энерго Виктор Калюжный решился на принятие административных мер: для нефтяных компаний, многие из которых уже перешли в частные руки, вводятся так называемые планово-балансовые задания. Теперь, чтобы получить доступ к поставкам нефти на экспорт через систему магистральных нефтепроводов, компания была обязана сначала обеспечить внутренний рынок определенным объемом топлива. В это непростое время важнейшую роль в экономике не только Москвы, но и всей страны сыграл столичный НПЗ. Завод работал на предельной мощности, чтобы обеспечить Московский регион топливом.
Мамонтов Сергей/ТАСС
Очередь на АЗС после скачка цен
Частная собственность с государственным контролем
В мае 1994 года МНПЗ стал акционерным обществом. Первым генеральным директором был назначен Анатолий Самохвалов — директор предприятия, избранный еще в 1987 году трудовым коллективом. 51% акций ОАО оставались в федеральной собственности.

В 1997 году завод вошел в состав ОАО «Центральная топливная компания». Это предприятие было создано при активном участии правительства Москвы, которое хотело выстроить в регионе единую сис­тему производства, хранения и розничной торговли топливом.
Генеральный директор завода А.И. Самохвалов на фоне комплекса по производству полипропилена
Сохранить и приумножить
В этот период МНПЗ стал главным в стране производителем дорожных и строительных битумов, на предприятии было налажено производство высокооктановых бензинов стандарта «Евро-3».

К концу 1990-х МНПЗ чувствовал себя на столичном рынке нефтепродуктов довольно уверенно: завод вырабатывал самые высококачественные виды бензина и дизельного топлива. Предприятие стремилось сохранить и приумножить свои основные преимущества: высокоразвитое технологическое производство, хорошую марочную структуру и экологичность продукции.
Новая факельная установка
Установка производства битума

В 1995 году МНПЗ установил рекорд, переработав 10 млн тонн нефти, за что получил официальный статус «Лидер российской экономики»

Экологичное расширение
В 1995 году было организовано производство метилтретбутилового эфира — высокооктанового компонента бензина. В качестве сырья использовалась бутан-бутиленовая фракция с установки Г-43−107 и привозной метиловый спирт.

В 1997 году на заводе была введена в строй новая факельная установка — ее строительство велось в рамках общегородской программы по улучшению экологической обстановки в Моск­ве.

Факельная установка нужна для «дожигания» избыточных газов, таким образом они полностью ликвидируются. Сжигаемый газ на 90% состоит из водорода, который получается в результате вторичных процессов переработки нефти. А конечный продукт сжигания водорода — это вода.

Конструкция новой установки представляла собой четыре факельных ствола (два рабочих и два резервных), смонтированных на общей металлоконструкции с мачтовым креплением. С помощью тросов и лебедок резервные стволы можно было переводить в горизонтальное положение для ремонтных работ, а затем снова поднимать.