Комфортная среда

Алексей Стужин/ТАСС
1970
Комфортная
среда
1970
Заработала первая станция метро с кросс-платформенной пересадкой «Китай-город».
1971
Принят новый Генеральный план развития Москвы.
1972
Запуск автоматической станции «Венера-8», которая доставила на Венеру спускаемый аппарат.
1974
Первый всесоюзный стройотряд отправляется с Ярославского вокзала на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ).
1975
Начинаются регулярные рейсы на сверхзвуковом самолете Ту-144 из аэропорта Домодедово в Алма-Ату.
1977
Запущен серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2121 «Нива».
1978
Первый концерт в Москве иностранной дискогруппы – Boney M.
1979
Открывается Калининская линия метро.
Столичная звезда
В 1971 году был утвержден новый Генеральный план развития Моск­вы. Он был направлен уже не на расширение города, а на повышение уровня комфорта его жителей. План предусматривал развитие транспортной инфраструктуры, строи­тельство новых дорог, повышение связности дорожной сети, создание новых жилых районов. Важным нововведением стала задача реконструкции действующих производств.

Вся Москва разделялась на восемь планировочных зон. В каж­дой из них предусматривались крупный торговый центр, магазины, дома культуры, кинотеат­ры, школы, детские сады, поликлиники, больницы и другие учреждения.

По новому плану обще­городскому центру придавалась форма звезды, вдоль лучей которой прокладывались радиаль­ные магистрали. За пределами исторического центра лучи застраивались общественными зда­ниями и комплексами общегородского значения. Высотные здания на концах лучей становились градостроительными ориен­тирами.
Василий Егоров, Алексей Стужин/ТАСС
Транспортная развязка в начале Можайского шоссе, 1976 год
Wikimedia Commons
Генеральный план развития Москвы
1971 года
Освободить город от пробок
Количество наземного транспорта росло с каждым днем, Моск­ва уже испытывала неудобство от его обилия. Решить эту проб­лему должны были подземные магистрали и автостоянки, активное развитие метрополитена. Намечалось продление существующих линий метро и строи­тельство двух новых сквозных линий, проходящих через центр города (диаметров): Тимирязевско-Серпуховского и Калининско-Арбатского.

Задумывалось 14 основных направлений, ведущих от центра к МКАД. Исторически сложившуюся радиально-кольцевую транспортную систему дополнили скоростные дороги, пересекающие город в других направлениях, минуя центр и выходя за пределами МКАД на автострады.

Разгрузить главные автомобильные артерии должны были четыре городские скоростные дороги, пересекающиеся под прямым углом: Ховрино — Борисово, Теплый Стан — Владычино, Очаково — Мытищи и Татарово (Крылатское) — Бирюлево. Помимо них было запланировано строительство еще нескольких магистралей поменьше.
Большая стройка
Рост города оказался более интенсивным, чем это предусматривалось расчетами. Уже в первой поло­вине 1970-х годов началось строи­тельство крупных жилых массивов в Чертанове, Бирюлеве, Орехово-Борисове, Теплом Стане, Тропареве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к концу 1970-х мос­ковские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино — на северо-западе столицы, Солнцево — на юго-западе, Бутово — на юге, Новокосино — на востоке.

Жилая застройка отныне была 9−16-этажной. Разнообразнее стали типовые проекты новых зданий, а квартиры в них — комфортнее.
Василий Егоров, Алексей Стужин/ТАСС
Новые многоэтажные жилые дома в микрорайоне Тропарево
Копейка рубль бережет
Параллельно с развитием градострои­тельства совершенствуется промышленность. Работники Московского НПЗ не только увеличивают объемы переработки и внедряют новые технологии, но и работают над повышением рентабельности. Рациональное отношение к ресурсам становится отличительной чертой МНПЗ. К 1970-м годам движение за экономию развернулось широко, причем сбережением в прямом смысле одной копейки не ограничились. Сначала стремились к экономии полутора копеек на рубль товарной продукции, а затем эта цифра увеличилась до 1,7 копейки. Эта инициатива не удалась бы, если бы не сознательность инженеров и рабочих, их изобретательность и желание выполнять свою работу как можно лучше.
Достойный преемник
В 1975 году завод лишился своего заслуженного директора — ушел из жизни Демид Васильевич Иванюков. На смену ему пришел Эдуард Абросимович Джашитов — молодой, энергичный, грамотный руководитель. Его назначило Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности — до перехода на МНПЗ Джашитов работал в министерстве замес­тителем начальника отраслевого главка. Как и прежний директор, Джашитов завоевал авторитет заводчан своим профессио­нализмом и выдающимися личными качествами. Он умел ставить перед коллективом четкие задачи, стимулировать работников и сохранил за Московским НПЗ лидерство в отрасли.

За годы руководства Джашитова завод был признан победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании в 1976—1984 годах 27 раз из 28 возможных (пять раз подряд с 1979 года), трижды коллективу завода присуждалось переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ с занесением на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР

Публикация в «Советской России» от 4 марта 1970 года об использовании резервов производства и усилении режима экономии
Эдуард Абросимович Джашитов выступает перед партийно-хозяйственным активом
«… — Ну хотя бы побывайте в цехе термического крекинга, — предложил директор завода Демид Васильевич Иванюков. — В этом цехе родилось ценное начинание, одобренное бюро М[осковского] Г[ородского] К[омитета] КПСС, которое впоследствии перекинулось на весь завод. Сущность его проста: экономить копейку на каждом рубле товарной продукции. <…>
Разговор о копейке продолжает один из инициаторов почина — старший оператор, Герой Социалистического Труда А. Лебедев.

— Вначале <…> кое-кто недоверчиво говорил: «Ну какой прок от такой бережливости?»
Но <…> в год этих самых «копеек» по заводу набирается очень много. Только наш цех сберегает свыше трехсот тысяч рублей. Всего же коллектив предприятия уже сэкономил свыше трех миллионов рублей. <…>

Например, коллектив ремонтно-механического цеха решил повторно использовать задвижки, предохранительные клапаны, крекинговые трубы и другое оборудование. Вторую жизнь получили компрессоры, насосы, различная нефтяная аппаратура. Раньше, когда оборудование, работающее на высоком давлении или температуре, изнашивалось, то его демонтировали и отправляли в металлолом. Теперь же <…> его используют на менее ответственных операциях. <…> А экономия — десятки тысяч руб­лей.

Сейчас на заводе трудно найти рабочего, инженерно-технического работника, который бы не внес ценных предложений. Например, работница водокомпрессорного цеха М. Бычкова предложила заменить два электродвигателя одним, более мощным <…>. На личном счету бережливых у старших операторов цеха термокрекинга А. Лебедева, Н. Набатова и других — тысячи рублей за счет более полного использования <…> нефти и особенно получения из нее высококачественных продуктов. <…>

— Подход бережливых, — рассказывает секретарь парткома А. Буданов, — позволит коллективу предприятия 11 апреля, в день общемосковского субботника, работать на сэкономленном сырье, изготовить безвозмездно на десятки тысяч рублей продукции".
Н. Тетерин. «Счет начинается с копейки» // «Вечерняя Москва». 1970. 4 февраля
Модернизация по плану
В 1972 году Совет Министров СССР принял решение о реконструкции МНПЗ и доведении его мощности до 12 млн тонн нефти в год. Началось масштабное обновление действующих технологических объектов и строительство новых.

В начале 1970-х на заводе работало уже более 3500 человек. Возводились новые объекты: установка сухого льда, опытная двухсекционная печь установки первичной переработки нефти, цех по переработке полипропилена в изделия, участок оборотного водоснабжения.

На территории появились очистные сооружения для промышленных стоков общим объемом 75 тыс. куб. м с насосной станцией и всеми вспомогательными объектами.

Важнейшим этапом обновления завода становится строительство крупнотоннажной установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6. Комплекс мощностью 6 млн тонн нефти в год был успешно ­запущен в работу в 1976 году. Он позволил увеличить объем переработки нефти.
Василий Егоров/ТАСС
Общественно-торговый центр с продовольственными магазинами, столовой, кулинарией, Домом культуры и гостиницей в Капотне, 1984 год
Новая установка ЭЛОУ-АВТ-6
Комплексный подход к безопасности
На заводе началось массовое обучение технике безопасности. Именно на МНПЗ впервые в истории нефтеперерабатывающей промышленности был разработан метод обучения рабочих и ИТР с помощью автоматизированных систем. На заводе организовали даже специально оборудованный класс и тренажер. Этот передовой опыт обучения впоследствии подхватят все заводы отрасли.
В 1971 году организуется специальная лаборатория по анализу атмосферного воздуха на промышленных площадках и в жилых районах вблизи завода.

Большое внимание уделили строительству биологической доочистки стоков завода. После запуска доочистки завод передал ее на баланс основных фондов Люблинской станции аэра­ции. За экологической обстановкой следил отдел охраны природы: его специалисты совершенствовали систему водоснабжения, стараясь улучшить качество очистки сточных вод, сократить их количество, уменьшить воздействие на атмосферу.

В 1977 году на заводе появились крупные природоохранные объекты: несколько резервуаров для хранения топлива с плавающими крышами и понтонами, установка утилизации газов, печь для обезвреживания газов. Это позволило снизить воздействие на окружающую среду.
«Сейчас, когда намеченные программы были реализованы, с трудом представляешь,
как удавалось сочетать на взрывопожаро­опасном предприятии эксплуатацию действующего производства с одно­временным проведением в больших объемах строительно-монтажных работ, когда сотни строителей и механиков работали бок о бок с немногочисленными бригадами технологических объектов. Сколько труда и умения нужно было приложить, чтобы на действующей установке на ходу менять оборудование, ликвидировать возникающие проблемы".
Из воспоминаний Э.А. Джашитова
«А из нашего окна…»
Капотня продолжала строиться. К началу 1970-х жилой фонд поселка имел уже 46 строе­ний, из них два дома в Люберцах. В домах, построенных заводом, жили 11 200 человек — все в благоустроенных квартирах. Бараки и ветхие строения ушли в прошлое.
В 1971 году на территории завода открыла двери новая столовая. Сюда, как и во все столовые и буфеты предприятия, доставлялись только самые свежие овощи из собственных теплиц.

Также в это время рядом с заводом появилась спортивная база и настоящее футбольное поле — теперь у него было свое ограждение и хорошее освещение. Зимой здесь заливали хоккейную площадку. Тогда же на заводе начала действовать детско-­юношеская спортивная школа «Нефтяник».

В апреле 1972 года в Капотне был построен Дворец культуры. Красивое современное здание с уникальным зимним садом, большим концертным залом, спортивным залом, кинозалом — все это создало необыкновенную атмосферу. С первого дня дворец стал сердцем культурной жизни Капотни.