Испытание войной

Наум Грановский/ТАСС
1940
ИСПЫТАНИЕ
ВОЙНОЙ
Готовы к обороне
Бурное развитие страны было резко прервано: 22 июня 1941 года войска нацистской Германии перешли границу Советского Союза, началась война. Гитлеровское командование рассчитывало на блицкриг — быстрое продвижение вглубь страны и захват столицы СССР. Москва приготовилась к обороне: на подступах к городу возводились укреп­ления, рылись противо­танковые траншеи, наиболее ценные объекты городской инфраструктуры были замаскированы, а многие стратегически важные предприятия эвакуированы.

К октябрю 1941 года враг подошел так близко, что зампредседателя Совнаркома СССР Лазарь Каганович отдал распоряжение закрыть Московский метрополитен и подготовить его к уничтожению. Многие заводы и фабрики, расположенные в столице, были заминированы и готовы к взрыву.

За семь месяцев сражения за Москву —

с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942 года —

Красная армия израсходовала 294,4 тыс. тонн топлива

Шайхет Аркадий/ТАСС
На станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги
Наум Грановский/ТАСС
Аэростаты противовоздушной обороны
Все для фронта! Все для победы!
Москва помогала фронту всеми силами. Те, кто мог воевать, записывались на фронт добровольцами. Остальные работали, порой круглосуточно, несколько смен подряд, чтобы обеспечить армию продовольствием, обмундированием и оружием, а в свободное время ставили укрепления и выходили на дежурства в составе добровольных народных дружин.

Вражеская авиация регулярно совершала налеты на столицу, и основной ее целью были промышленные предприятия, в частности Московский крекинг-завод. Ведь он обеспечивал топливом и нефтепродуктами и Красную армию, и другие заводы и объекты народного хозяйства, которые продолжали работать в столице и соседних регионах. Эвакуировать нефтеперерабатывающий завод было невозможно: фактически это означало, что предприятие надо строить с нуля. Но остановить его работу хотя бы на день значило лишить армию необходимых ресурсов. Стране требовалось все больше и больше бензина, мазута, солярки, авиатоплива, а Московский крекинг-завод находился ближе всего к линии фронта, на пересечении основных транспортных путей. Организовать бесперебойное производство было непросто: ушли на фронт многие работники, а сырье с бакинских промыслов поставлялось с перебоями, так как Каспий стал одним из главных направлений удара немецких войск. Тем не менее предприятие во время войны не остановило свою деятельность ни на один день.

32 километра отделяли линию фронта от Красной площади

осенью 1941 года

Боевые дежурства
С началом войны завод был взят под усиленную охрану, а работники заступили на самое настоящее боевое дежурство. На предприятии был создан штаб ПВО, в задачу которого входила маскировка завода и ликвидация последствий авианалетов. Защитники завода буквально расстреливали осветительные бомбы, а с зажигательными боролась пожарная команда предприятия. Но даже под бомбежками, зачастую в полной темноте, люди продолжали работать.
А. Боровский/ТАСС
Москва в 1941 году
Наум Грановский/ТАСС
Строительство баррикад на улицах Москвы
Ложная цель
Немецкая авиация совершала по несколько налетов в сутки, причем преимущественно по ночам. Чтобы сбить вражеских летчиков с толку, на заводе были приняты меры по маскировке. Все электрические лампы заменили лампами синего цвета, менее ­заметными в темноте. На территории полностью изменили рельеф: поставили искусственные сооружения, выкопали траншеи — в общем, сделали все, чтобы местность стала трудноузнаваемой. А в 3 километрах от настоящего завода соорудили точно ­такой же, но из фанеры. В его создании участвовали почти 2 тыс. человек. На фальшзаводе построили бункер, туда провели телефонную связь, на территорию завезли сотни бочек с остатками горючего, ­про­масленную ветошь. Для большего сходства с прототипом «завод"-близнец слегка замас­кировали, из леса привезли и посадили деревья, даже проложили рельсы. В результате на аэро­фотоснимках фальшивка не отличалась от настоящего завода.

Замысел сработал: воздушные атаки на ложный завод начались почти сразу после завершения строительства. Во время налетов команда, круглосуточно дежурившая в специальном бункере, поджигала на территории фальшпредприятия бочки и ветошь, чтобы создать впечатление пожара. Это помогало обманывать врага и поддерживать бесперебойную работу настоящего завода.
«…И вот с наступлением темноты 22 июля, спустя месяц после начала войны, фашистская авиация появилась над заводом. Прозвучала воздушная тревога. Кто-то сказал, что это, наверное, учебная тревога. Вся округа на большом расстоянии озарилась ярким светом — это несколько осветительных бомб медленно спускались на парашютах. Стоявшие возле меня бойцы инстинктивно, не дожидаясь коман­ды, открыли огонь из винтовок по спускающимся осветительным бом­бам, которые быстро гасли одна за другой, и вновь воцарилась темнота. Затем в небе что-то зашуршало, и на землю недалеко от нас стали падать предметы, которые воспламенялись. Все дружно начали их тушить. Мы поняли, что это были зажигательные бомбы, которые народ потом окрестил зажигалками. Несколько зажигалок упало на штаб подразделения, и он загорелся, но мы быстро справились с пламенем».
Из воспоминаний участника обороны завода Ивана Арсеньевича Егорова
Готовы ко всему
Благодаря появлению фанерной копии лишь единичные бомбы падали на территорию настоящего завода, не причиняя ему ущерба. Весь боезапас летчики люфтваффе исправно сбрасывали на ложную цель. Рабочие обороняли завод 90 дней. В конце октября погода сильно ухудшилась, и налеты вражеской авиации прекратились. Однако фронт вплотную подошел к городу, и завод готовили к худшему: цеха были заминированы на случай, если враг все же войдет в Москву.

В 1943 году Наркомат нефтяной промышленности признал столичных нефтепереработчиков лучшими в Советском Союзе. Заводу вручили переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны (ГКО) и большую денежную премию. За два последующих года войны это знамя вручалось заводу еще 13 раз, а затем было оставлено на вечное хранение

Ни шагу назад!
Но столица держалась. 7 ноября 1941 года, в самый разгар битвы за Москву, на Красной площади прошел военный парад, приуроченный к 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Он стал наглядной демонстрацией стойкости: даже на осадном положении, когда гитлеровские войска находятся на ближних подступах, столица не сдается и боевой дух Красной армии не сломлен. От стен Кремля до линии фронта было всего 32 километра. Прямо с Красной площади войска отправлялись на фронт, воевать ушли и многие сотрудники Московского крекинг-завода. При этом требования к работе предприятия предъявлялись самые жесткие. Когда линия обороны максимально приблизилась к столице, военную технику начали заправлять прямо на заводе, откуда она незамедлительно отправлялась в бой.

За годы войны на заводе было переработано 2,8 млн тонн сырья

Трудовой подвиг
Когда большая часть работников пополнила ряды Красной армии, их места на заводе заняли женщины и подростки. Многие заводчане работали под девизом «Выполнив свою норму, выполни и норму товарища, ушедшего на фронт!». Мужские специальности освоили 439 женщин, которые трудились в несколько смен, чтобы работа завода не прекращалась ни на минуту. Были организованы курсы, где опытные рабочие учили новичков профессии. Женщины становились начальниками цехов, и они организовывали не только работу предприя­тия, но и быт: старались наводить чистоту и порядок в цехах и на территории завода, во время обеденных перерывов или после работы устраивали субботники.
Наум Грановский/ТАСС
Прожекторные войска противовоздушной
обороны Москвы
Фанерную копию завода с воздуха было не отличить от расположенного в 3 км от нее действующего предприятия

Подавляющее большинство работников предприятия получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.»

Процесс не остановить
Накануне войны на заводе был введен в строй спеццех для выработки высокооктанового компонента авиационного бензина, потребность в котором была велика. Цех выдал первую продукцию 22 июля 1941 года, в день, когда на Москву упали первые бомбы. И даже в 1941 году, тяжелейшем для страны, завод смог нарастить объемы производства и выпускать на четыре вида продукции больше, чем до войны. Солярка, ма­зут, крекинг-бензин, асфальт, нефтяные полуфабрикаты — все эти продукты имели прямое оборонное значение и использовались как в военной технике, так и для нужд предприятий, работающих для фронта. На протяжении всей войны заводчане строили новые цеха и оснащали их оборудованием, изобретали новые способы снизить износ техники и увеличить срок ее службы. Когда начались перебои с поставками из Баку, технологам предприятия пришлось придумывать способы переработки низко­качественного, неоднородного сырья, сохраняя темпы производства.

Перед самой войной также был запущен в эксплуа­тацию асфальто-вакуумный цех. В годы войны завод освоил производст­во пус­кового бензина, сжиженного газа, гудрона, спецасфальта, диизобутилена, полимер­дистиллятов для приготовления авиабензинов и других продуктов.
Наум Грановский/ТАСС
Пушкинская площадь в декабрьские дни 1941 года
Установка алкилирования бензола. Военные годы
«Современная война — война моторов. <…> В 1941 году и особенно во время вой­ны значительно увеличена выработка авиационных бензинов и масел, артиллерийских и ружейных смазок, толуола и дизельного топлива. <…>

Нефтяная промышленность может давать дизельное топливо в любом количестве на большинстве своих заводов и из всех, в том числе сернистых, неф­тей. <…> Широко проведенные работы по развитию риформинга значительно расширили сырьевые возможности для производства авиабензинов и в большой мере ликвидировали зависимость их производства
от размеров добычи высоко­октановых нефтей (сураханской, малгобекской и др.). Если до вой­ны низкооктановые лигроины и керосины являлись обузой для нефтяной промышленности, то теперь из них стали вырабатывать бензины, в том числе и авиационные.

В 1941 году в нефтяной промышленности впервые применяется термо­каталитическая очистка бензинов. Этот метод улучшил качество авиационных бензинов и увеличил их ресурсы. Организована в больших масштабах выработка специального танкового бензина высокого качества. <…>

Во время самых напряженных боев за Москву, когда враг находился недалеко от столицы, нефтяники московских предприятий не только не приостанавливали работу по выпуску нефтепродуктов, но и значительно улучшили свою работу, выполняя заказы фронта. <…>
Родина высоко оценила работу неф­тяников. Три завода, четыре промысла и более
1300 нефтяников награждены орденами и медалями Союза ССР".
И. Седин, народный комиссар нефтяной промышленности Союза ССР. «Дадим еще больше нефти фронту»// «Правда». 1942. 8 февраля
На мирные рельсы
Столица, как и вся страна, стала возрождаться сразу после того, как немцев прогнали от ее стен. Москвичи разбирали развалины домов, восстанавливали водопровод, коммуникации. В руинах обезвредили сотни несработавших бомб. Для возвращающихся жителей строили и ремонтировали дома.

С 1 октября 1945 года завод вернулся к мирному графику: большинство сотрудников было переведено на восьмичасовой рабочий день. Однако нефтепродуктов стало требоваться еще больше, чем во время войны: сельскому хозяйству и промышленности необходимо было топ­ливо, коммунальному хозяйству и стройкам — асфальт, гуд­рон и битум.

Коллектив завода активно включился во всесоюзные социалистические соревнования, наращивая объемы выпуска продукции и повышая эффективность предприятия. К 1947 году Московский крекинг-завод считался лучшим среди предприятий нефтеперерабатывающей промышленности страны, был неоднократно награжден переходящим Красным знаменем, получил первую премию Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) и Министерства неф­тя­ной промышленности СССР.
Игра на заводском стадионе
Евгений Халдей/РИА Новости
В 1947 году Москва отметила 800-летие. Столицу украсили, отреставрировали фасады домов, улицы осветили новыми фонарями. Вечерами Кремль и мосты сверкали иллюминацией
Рабочий район преображается
Благоустраивался и район Капотня. Силами ремонтно-строительного цеха капитально ремонтировались жилые помещения, бытовые учреждения, магазины и другая инфраструктура. Всего за год завод взялся отремонтировать более 5 тыс. кв. м, а выполнил этих работ вдвое больше. Чуть позже были построены поликлиника, несколько столовых. Знаковым событием мирной жизни стало появление маршрутного автобуса от завода до поселка.

Еще в 1943 году в Капотне построили спортивный стадион. А после войны в поселок вернулась привычная жизнь, у людей появилось время на отдых. В районе разбили скверы — они заняли почти 65 тыс. кв. м, вдоль улиц высадили 3 тыс. деревьев и около 30 тыс. кустарников. На территории завода и поселка установили десять скульптур.

В истории предприятия еще во время войны зародилась трогательная традиция. Товарный оператор Мария Лапина обратилась к женщинам-коллегам со словами: «Если мужчины, приходящие на завод, будут видеть, как цеха освобождаются от грязи, а на столах стоят цветы, они еще лучше будут трудиться ради приближения Победы!» С тех пор заводские помещения стали украшать по сезону цветами и зелеными ветками, кленовыми листьями

«Недавно пришлось побывать на Московском крекинг-заводе, куда [Степан Максимович] Лисичкин переведен был директором. <…> Один из заводов <…> превращен в настоящий завод-сад с большими скверами и аллеями, с рядами кустарника вдоль дорог, с прудом и фонтаном, со скульптурными группами среди зелени. <…> Светлый и живописный облик завода побудил рабочих и инженеров к величайшей опрятности в труде, к идеальной точности в выполнении всех операций, к разумной экономии средств для дос­тижения большего результата, больших успехов, чем это было прежде.

А началось все с малого. Началось с того, что в свое время С. М. Лисичкин <…> увлеченно занялся в районном Совете вопросами благоустройства и озеленения, т. е. таким делом, которое будто и не имеет прямого отношения к его профессии.

Но в советской стране не существует разделения общественно важной работы на «свою» и «чужую». <…> Это и есть великая школа государственной работы".
Е. Кригер. «Великая школа» // «Известия». 1947. 21 декабря