Москва – город будущего

Вызовы и возможности

РИА Новости
1940
Вызовы
и возможности
К началу Великой Отечественной войны основными нефтедобывающими регионами в СССР были Баку и Северный Кавказ, развивалась добыча нефти на Кубани, в Волго-Уральском регионе и на Сахалине. Казалось, опасность захвата войсками вермахта им не грозила. Но в первые дни вой­ны немецкая авиация уничтожила почти четверть военных топливных складов, всего же было потеряно до 60% хранилищ нефте­продуктов — тех, что находились в западных регионах СССР.
Сохранить и развивать
Правительство СССР поставило перед нефтяниками задачу эвакуировать предприятия, оказавшиеся в зоне риска, на восток, разведанные скважины подготовить к уничтожению и форсировать разведку новых месторождений. Одним из главных центров нефтедобычи в годы войны стал Волго-Уральский нефтяной район.

В июле 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о разработке военно-хозяйственного плана обороны страны. При Наркомате нефтяной промышленности был создан штаб по обеспечению фронта горючим, который возглавил Николай Байбаков.

Вся отрасль переводилась на 12-­часовой рабочий день до конца войны, без выходных и отпусков. В восточные районы страны было перебазировано 2500 предприятий, эвакуи­ровано 12 млн человек. К 1942 году были построены новые нефтеперерабатывающие заводы в Сызрани, Перми, Комсомольске-на-Амуре…

Третий рейх, вступая в войну, ставил своей стратегической целью захват советских нефтепромыслов на Кавказе, Кубани и Волге. Дело в том, что Германия значительно зависела от импорта топлива, немецкие компании добывали порядка 0,55 млн тонн нефти в год. СССР в 1938 году добывал 32,2 млн тонн, Иран — 10,4 млн тонн, США — 164,1 млн тонн. Министр вооружений и военной промышленности рейха Альберт Шпеер признавал: «Мы вторг­лись в Россию из-за нефти»

Куда перевозили заводы?

НПЗ им. Сталина (Баку)
Ишимбай (Башкирская АССР)
Завод нефтяного машино­строения (Баку)
Стерлитамак (Башкирская АССР)
Завод им. Мясникова (Баку)
Пермь (Пермская область)
Завод им. Дзержинского (Баку)
Сарапул (Удмуртская АССР)
Херсонский и Одесский крекинг-заводы
Сызрань (Самарская область)
Наум Грановский/ТАСС
Оборона Москвы: боец войск ПВО на наблюдательном посту на крыше здания
«Экономить горючее — это значит помогать фронту. В ответ на радостную весть о замечательной победе сталинградцев в ближайшие дни я обязуюсь оборудовать две автомашины газо­генераторными установками, пере­вести их с дефицитного бензина на сжиженный газ — самое дешевое местное топливо».
Из выступления стахановца Московского крекинг-завода Тараканова
Зажигательные смеси для гранат в бутылках
Бомба в бутылке

7 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял секретное постановление «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)», в котором предписал организовать производство 120 тыс. бутылок с зажигательной смесью в сутки. За время войны было выпущено не менее 110 млн бутылок с зажигательными смесями
Срочная эвакуация
За время войны добыча сырой нефти в СССР резко снизилась: с 31 млн тонн в 1940-м до 19,4 млн в 1945 году. Несмотря на это, даже в 1941 году Красная армия исправно получала необходимое топливо. И это заслуга специа­листов, которые занимались эвакуацией предприятий, разведкой недр и транспортировкой топлива. В целом за годы войны в СССР было открыто 37 нефтяных и газовых месторождений, 21 из них находилось на территории Волго-Уральского нефтеносного района, который получил название «Второй Баку». Именно этот регион сыграл решающую роль в обеспечении советских войск нефте­продуктами во время подготовки контр­наступления под Сталинградом осенью 1942­ года.

К августу 1942 года были ликвидированы скважины на промыслах Чечено-Ингушетии и Кубани: буровые установки демонтированы, оборудование и персонал вывезены. За почти полгода оккупации немецким инженерам не удалось восстановить ни одной скважины.
Георгий Зельма/РИА Новости
Восстановление угольных предприятий после войны
Леонид Доренский/ТАСС
Старшая аппаратчица изготавливает зажигательную смесь для гранат в бутылках
Новые горизонты
В 1943 году был введен в строй газопровод Бугуруслан — Куйбышев, это позволило обес­печить голубым топливом предприятия, эвакуированные в Поволжье, а также высвободить нефть для производства авиационных бензинов, которые были остро необходимы армии.

В 1944 году в Башкирии было открыто крупное Туймазинское месторождение девонской нефти, скважина № 100 глубиной 1700 метров давала около 250 тонн черного золота в сутки. На топ­ливе из этой нефти работали танки, самолеты, автомобили, боевые корабли, электро­станции. В январе 1945 года на Туймазинском месторождении уже фонтанировали три скважины.
Морские «поезда»
До войны на Кавказе добывали 95% всей нефти в СССР, в том числе более 70% - в бакинском нефтяном районе, а в грозненском и майкопском − около 25%. После выхода немецких войск к Кавказскому хребту руководство страны приняло решение изменить схему транспортировки нефти: были пре­рваны пути доставки по Волге, а также по железной дороге по ветке Тихорецкая — Ростов. Из-за перебоев с вывозом сырья в районе Баку скопились огромные запасы нефти — ею были заполнены все открытые нефтяные амбары, Зыхское озеро и даже низменности рельефа.

Для вывоза сырья было принято уникальное решение, не имевшее аналогов в мире: продукт наливали в железнодорожные цистерны, снимали колеса, сцеп­ляли и буксировали баржами по 15−20 штук по Кас­пийскому морю в Красноводск и Гурьев (сейчас — Атырау), а уже оттуда по железной дороге через Ашхабад и Ташкент − в центральную часть страны. Чтобы цистерны не тонули, их наполняли на две трети. Таким образом, путь нефти увеличился почти в четыре раза.
Нехватка сырья

В первую очередь бакинская нефть шла на Саратовский НПЗ, и это представляло определенные трудности для Московского крекинг-завода. С наступлением немецких войск под Сталинградом поставки прекратились вовсе. Сначала на завод ­отправили сырье с нефтесклада в Ярославле, но его хватило ненадолго. Наркомат нефтяной промышленности принял решение перенаправить в Москву часть нефти, добытой на новых место­рождениях. Но это сырье отличалось высоким содержанием серы, она выводила из строя оборудование и трубо­проводы. Тем не менее работники предприятия делали все возможное, чтобы отгружать топливо на фронт.

В мае 1943 года на заводе прошел крупный ремонт: возникла острая необходимость обновить оборудование, и уже в июне коллектив добился выполнения производственных показателей в полном объеме, а к 5 декабря план 1943 года был выполнен на 104%.

Топливом с Московского крекинг-завода заправлялись военная техника, корабли, подводные лодки, горючее шло на производство зажигательных смесей.

Восстановление Днепровской гидроэлектростанции. РИА Новости
Возвращение к мирной жизни
После Победы в мае 1945 года первоочередным делом стало возрождение народного хозяйства — многие города были почти полностью уничтожены бомбежками и обстрелами. Основной задачей IV пятилетки (1946−1950 годы) было восстановление довоенного уровня и развитие промышленности и сельского хозяйства. За это время удалось заново ввести в строй более 3 тыс. крупных предприятий: заработали ДнепроГЭС, Азовский и Запорожский металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Уже в 1948 году производство промышленной продукции превзошло довоенный уровень на 18%, а в 1950-м — на 73%.

Особенно успешно развивались добыча угля и нефти, металлургия, машинострое­ние, нефтехимия. «Второе Баку» в Волго-Уральском нефтеносном райо­не к 1950 году дало 44% всей добычи в стране.
Благоустройство территории. Закладка сквера
Макс Альперт/РИА Новости
Рабочие восстанав­ливают доменный цех завода «Запорожсталь»
Все для стройки
Перед нефтяной промышленностью была поставлена новая задача: не просто наладить производство нефтепродуктов в прежнем объеме, а увеличить его и резко повысить технический уровень. Московский крекинг-завод с ней справился, в производстве успешно работали почти все действующие установки.

Если во время войны стране требовалось преимущественно авиатопливо, то в пе­риод активного восстановления на первый план вышли другие продукты: битум и асфальт. Модернизация асфальто­битумной установки позволила Московскому крекинг-заводу усовершенствовать технологию производства и получать в сутки уже более 240 тонн продукции.
Стимул для модернизации
Во время войны заводу пришлось перерабатывать в основном сырье из Волго-­Уральского нефтеносного района. Оно содержало много серы, влаги и солей, которые приводили к коррозии аппаратов и трубопроводов. В 1946 году, после того как сразу несколько установок вышли из строя, произвели масштабную модернизацию: сменили оборудование, обновили 13 тыс. м трубопроводов и около 300 тыс. единиц арматуры, починили контрольно-измерительные приборы.

В 1948 году на заводе запустили установку по алкилированию бензола пропиленом на фосфорном катализаторе, первую в Советском Союзе.
«Коллектив Московского крекинг-завода одержал новую производственную победу. В рекордно короткий срок — за один месяц вместо шести — здесь закончен капитальный ремонт и сменена сложная аппаратура крекинг-цеха. <…>

В социалистическом соревновании отличаются молодые неф­тяники. Само­отверженно трудится комсомольско-молодежная бригада т. Копосова. Раньше в бригаде было 18 операторов. Бригадир научил их сов­мещать основную работу с функциями слесаря, помог им повысить квалификацию до 5-го разряда. Теперь один оператор наблюдает сразу за 3 приборами. Это дало возможность высвободить семь человек.

Операторы сами ремонтируют свое оборудование. Недавно были отремонтированы 4 центробежных насоса. При этом во время ремонтов круглосуточная работа аппаратов не прекращалась. Следуя почину передовой бригады Копосова, все 18 комсомольско-молодежных бригад завода взяли на себя обязательство закончить годовую программу ко Дню Сталинской Конституции*".
Л. Новиков. «Успехи молодых нефтяников» // «Московский комсомолец». 1946. 26 сентября
* То есть к 5 декабря, на 26 дней раньше срока.