Москва – город будущего

Восстановить любой ценой

Shutterstock/FOTODOM
1930
Восстановить
любой ценой

Нефтедобыча в окрестностях Баку, 1932 год. Shutterstock/FOTODOM
После революции и Гражданской войны неф­тяная промышленность молодой Страны Советов находилась в плачевном состоя­нии: буровые станки разрушены, дефицит запчастей и транспорта… Для восстановления отрасли глава государства Владимир Ульянов (Ленин) пригласил на нефтепромыслы Кавказа иностранных концессионеров. С помощью инвесторов удалось нарастить материальную базу и перейти к масштабному планированию развития нефтедобычи.

Разведываются и восстанавливаются нефтяные месторождения на Дальнем Востоке, в Поволжье, на Урале. К 1929 году объем добычи нефти превысил показатели «эталонного» 1913-го. Но потребности страны росли быстрее: индустриализация требовала топлива, топлива и еще раз топлива. В годы первой пятилетки (1927−1932) в СССР было пущено в эксплуатацию 23 крекинг-установки и 25 трубчатых установок для первичной переработки нефти, но их мощностей было недостаточно. Были проблемы и с транспортировкой.

До середины 1920-х годов в стране работали два нефтепровода: Баку — Батуми и Махачкала — Грозный. К концу 1930-х годов были построены еще две крупные транспортные системы: Гурьев — Орск и Ишимбай — Уфа. Основной объем нефти перевозили либо цистернами по железной дороге, либо по воде.
Долгий путь в столицу
Московский крекинг-завод в первые годы работал на мазуте с бакинских нефтепромыслов, его привозили нефтеналивными баржами по Москве-реке. Но преж­де чем попасть на завод, сырье проделывало долгий путь из Каспийского моря, перегружаясь с судна на судно: сначала — на парусной шхуне до Астрахани, потом — баржей до Нижнего Новгорода и наконец в Москву.

До революции самой крупной нефтепромышленной фирмой в России было бакинское «Товарищество нефтяного производства» братьев Нобель. Ее инженеры-судостроители создали не только нефтеналивные баржи для перевозки сырья по Волге, но и первый в мире речной теплоход, который также использовался как танкер. Со временем на Волге появились суда, предназначенные для перевозки нефти и нефтепродуктов. Также существовали специальные суда для налива нефте­грузов: нефтекачки, оснащенные паровыми машинами для перекачки грузов; поповки (круглые суда, названные в честь вице-адмирала Попова, который был инициатором их постройки), предназначенные для перекачивания нефти и керосина с одного судна в другое или из наливных судов в береговые хранилища. После революции флот, созданный компанией, был национализирован и продолжил возить нефть.

Над способами экономичной доставки нефти работал еще Дмитрий Иванович Менделеев. До него горючее ископаемое разливали по бочкам, в итоге транспортные и накладные расходы в несколько раз превышали заводскую себестоимость керосина. Предложив танкерную перевозку нефти, при которой она заливается в трюм корабля, Менделеев совершил революцию в отрасли. Во всем мире до сих пор такой вид транспортировки нефти называют русским способом

Wikimedia Commons/Tekniska museet
Транспортировка нефтепродуктов Бакинского месторождения
Потребление нефтепродуктов в России и СССР по годам, тыс. т
Первые рационализаторы
К концу 1938 года на московском крекинг-заводе трудилось 300 человек. Коллективы электроцеха, крекинг-цеха, мехмастерской, товарного отдела и цеха водоснабжения вместе решали главную задачу: как повысить эффективность работы.

Широко развернулось рационализаторское движение: заводчане боролись с потерями сырья, снижали расход реагентов, улучшали взаимо­действие между цехами, чтобы экономить рабочее время. Только за один 1938 год они подали 80 рацпредложений, направленных на повышение эффективности труда.

Развивалась и заводская наука: специалисты лаборатории разработали и внедрили инновационный метод щелочения бензина. Благодаря ему появилась возможность вести процесс с более дешевой кальцинированной содой вместо ранее применявшейся каустической. Очень скоро новый метод взяли за основу и другие предприятия нефтеперерабатывающей отрасли.

27 мая 1939 года на Московском крекинг-заводе была запущена вторая крекинг-установка, а к 1941 году вошел в строй спеццех для выработки высокооктанового компонента авиа­бензина. Объем производства бензина вырос в 2 раза, а его стоимость уменьшилась более чем на 35%

AKG-images/East News
Перевозка сырья из нефтяных скважин