Москва – город будущего

Точки роста

Александр Поляков/РИА Новости
1990
точки
роста
Новые правила игры
Экономические преобразования 1990-х кардинально изменили нефтяную отрасль нашей страны. В июле 1991 года правительство России ввело закон об иностранных инвестициях, что открыло возможность для создания совместных предприятий и вложений в оборудование и технологии.

Еще один закон — об обеспечении стабильной работы базовых отраслей народного хозяйства — позволил нефтяникам, газовикам, химикам и металлургам самостоятельно продавать по договорным ценам до 10% продукции и экспортировать до 10% товаров. Было отменено регулирование цен на нефть. Закон о недрах закрепил право пользования месторождениями, а закон о разделе продукции окончательно определил для инвесторов правила игры.

Начался процесс приватизации нефтяной отрасли. При этом российские компании предполагалось организационно перестроить по западному образцу: они должны были охватывать всю ­производственную цепочку — от скважины до бензо­колонки.

10 млн тонн нефти было пере­работано на МНПЗ за 1990 год

Установка производства битума Московского НПЗ
Предпринимательский подход
Как ни странно, мощный толчок развитию нефте­добычи и нефтепереработки дал кризис 1998 года: когда цена российской нефти марки Urals упала с 17 до 10 долларов за баррель, российский экспорт оказался на грани рентабельности. Ценовой кризис заставил нефтяников заняться модернизацией нефте­перерабатывающих заводов, расширением сетей сбыта и снижением затрат.

Иностранный капитал принес в отрасль не только технологии, но и управленческие практики. Российские компании, ставшие акционерными общест­вами, начали выходить на мировые фондовые рынки, покупать зарубежные активы, вливаться в между­народное деловое сообщество.

100 тыс. тонн полипропилена в год составила мощность нового комплекса

Преодолевая кризис
В период рыночных преобразований Московский НПЗ, как и подавляющее большинство нефтеперерабатывающих заводов страны, столкнулся с экономическими трудностями. С 1992 года на предприятии начался спад производства: коэффициент использования мощностей сократился по сравнению с предыдущим годом почти на треть. Однако ни единого квадратного метра площадей не сдали в аренду. Более того, решились на строительство новых цехов.

Руководство завода сделало ставку на «нефте­химический хвост» — дополнительные мощности по переработке побочных продуктов. Это влекло за собой расходы и риски, но в конечном счете стало толчком для роста.

После строительства установки Г-43−107 и освоения процесса каталитического крекинга на заводе возник избыток побочной продукции — пропиленовой фракции. Отечественная технология производства полипропилена на тот момент сущест­вен­но устарела. Новый директор завода Анатолий Иванович Самохвалов понимал, что в новых условиях рынка полипропилен может принести предприятию ощутимую выгоду. А значит, чтобы масштабировать производство, нужно полностью его перестроить.
От идеи до запуска
В 1992 году по инициативе руководства завода появилось распоряжение правительства о строительстве крупнотоннажного производства полипропилена. Комплекс должен был выпускать 100 тыс. тонн полипропилена в год — на тот момент все российские НПЗ вместе не достигали такого объема производства.

В 1993 году были забиты первые сваи. В октябре 1995 года трехлетняя работа по строительству комплекса завершилась. Для реализации амбициозного проекта были мобилизованы все человеческие и финансовые ресурсы.

Открытие цеха по производству полипропилена было похоже на съемки рекламного ролика. Комплекс поражал своей инновационностью и современностью. Пульт управления был полностью компьютеризирован. На церемонии пуска присутствовали председатель правительства России Виктор Степанович Черномырдин, министр топ­лива и энергетики Юрий Константинович Шафраник и мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков.
Цех по производству полипропилена МНПЗ
Бум российского полипропилена
Полипропилен пошел на экспорт. У ворот МНПЗ то и дело выстраивались очереди из иностранных грузовиков-фургонов. С рынка вытеснялись итальянские и израильские производители. Настала новая эпоха отечественного полипропилена.

В первые два года эксплуатации нового комплекса объем продаж полипропилена, включая поставки на экспорт, составлял почти половину объема реализации продуктов нефтепереработки МНПЗ. Вскоре аналогичные комплексы начали строить и в других регионах.
«Московский нефтеперерабатывающий завод посетил длинный правительственный кортеж. <…> Событие по нашим временам редкое — сдали новое производство. И уже подписаны первые соглашения о продаже полипропилена в Западную Европу. <…>

В 1990-х годах Московский НПЗ получил от государства право на самостоятельную экономическую деятельность, правительство выделило ему квоты на экспорт нефте­продуктов. Около 1 миллиона тонн в год, что приносило 100 миллионов долларов дохода. <…>

В 1993 году были забиты первые сваи. <…> И всего через 2,5 года новый завод, вдвое превосходящий по мощности проекты советских времен, начал выпуск продукции. Инвестиции в производство достигают почти 200 миллионов долларов <…> полипропиленовый завод построен исключительно на собственные деньги, без привлечения кредитов или бюджетных средств, <…> на строительство шло только 5 процентов оборотов завода. <…>

Первое время основная часть продукции будет направляться из Капотни на экспорт. Российские ковровые и ткацкие производства стоят и не имеют возможности оплатить полипропилен. Но появление отечественной сырьевой базы через некоторое время, по всем законам, поможет реанимировать и производство".
С. Лесков. «Как Косыгин строил-строил, потом Рыжков добавлял, а сделал только Самохвалов, которого чуть не уволили» // «Известия». 1995. 3 ноября
* Косыгин Алексей Николаевич (1904−1980) — председатель Совета Министров СССР в 1964—1980 годах.
Для стройки и дорог
В начале 1990-х в Московской области был огромный спрос на дорожный и строительный битум — и в 1994 году завод запустил самое крупное в стране производство этого современного материала, оно выпускало 750 тыс. тонн нефтебитума в год.

В разгар дорожно-строительного сезона более 200 предприятий ежедневно присылали в Капотню свои битумовозы, вывозя до 4 тыс. тонн продукции.
Борис Бабанов/РИА Новости
Московская кольцевая автомобильная дорога
Операторная установки производства битума
Быстрая заправка
Для обеспечения ритмичности и гибкости отгрузки готовой продукции в 1995 году на заводе построили автоматизированный автомобильный терминал для светлых нефтепродуктов, и бензовозы стали заправляться прямо на площадке МНПЗ. До этого топливо перекачивалось на нефтебазу в 40 км от Москвы, приходилось гонять туда бензовозы на заправку, а потом возвращать их в столицу.

Практически полностью автоматизированная наливная станция стала загружать топливо­заправщик за 15−20 минут. С ростом спроса пропускная способность терминала была расширена до 3−3,5 тыс. тонн.