Москва – город будущего

Максимум с каждой тонны нефти

Валерий Титиевский/РИА Новости
2000
максимум
с каждой тонны нефти
Движение вверх
Новый век в России начался с новым президентом: 31 декаб­ря 1999 года Борис Ельцин ушел в отставку, назначив исполняющим обязанности главы государства Владимира Путина. В 2000-е годы уровень благосостояния граждан России существенно вырос: страна испытывала экономический подъем. Уже в 2003 году темпы экономического роста составили приблизительно 7%.

Развивалась промышленность, в том числе и производства, способные удовлетворять спрос внутри страны. Были проведены реформы: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электро­энергетики и железнодорожного транспорта.
Нефтяная лепта
Значительный вклад в благо­получие страны внесла нефтяная отрасль, конъюнктура для которой складывалась удачно: росли цены на нефть, увеличивалась добыча. Продолжалась приватизация нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий, но в то же время правительство страны стремилось нарастить свое влияние на отрасль, выстроить внятную энергетическую политику. Были запрещены частные нефтепроводы, транспортная инфраструктура перешла под контроль государства.
Георгий Гранин/РИА Новости
Цех подготовки и перекачки нефти Южно-Приобского месторождения
Падали, но поднимались
Кризис 2008—2009 годов стал для отрасли суровым испытанием: цены на нефть к этому времени достигли пика, а затем стремительно рухнули, поставив под угрозу и экспорт, и инвестиционные программы. Самым сложным для нефтяников был IV квартал 2008 года, но уже к лету 2009-го компании восстановили и рентабельность добычи, и ее объемы. Более того, в этом году в строй вошли два крупных проек­та: на острове Сахалин заработал первый в России завод по производству сжиженного природного газа, а на севере Красноярского края началась промышленная эксплуатация Ванкорского нефтяного месторождения.

В 2009 году российская энергетическая компания «Газпром» признана самой прибыльной в мире

Автомобилей больше, стандарты жестче
В России открылось несколько десятков заводов, собиравших автомобили ведущих мировых брендов, среди которых Ford, Kia, BMW, Renault, Chevrolet, Hyundai, Volkswagen, Skoda, Toyota и другие. Автомобиль больше не роскошь, а средство передвижения, которое можно менять раз в несколько лет, выбирая более новое, экологичное, современное.

Были введены новые стандарты моторного топлива, они ужесточили требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах. Так, осенью 2005 года в России был принят стандарт «Евро-2». Он все еще позволял использовать карбюраторные системы, но заставил автопроизводителей разрабатывать более современные нейтрализаторы, снижающие объем выбросов оксида азота. С введением этого стандарта на машинах с электронным впрыском впервые внедрили систему контроля состава продуктов сгорания в выхлопе.

В 2008 году начал действовать еще более жесткий стандарт — «Евро-3». Он фактически совершил революцию в автомобильной промышленности: производителям пришлось забыть о карбюраторах вообще и переводить все модели автомобилей на использование электронного впрыска. Стандарт «Евро-3» впервые в истории автопрома установил ограничение по выбросам сажи на километр пути для дизельных ­автомобилей.

С 2003 года МНПЗ начал производство топлива, соответст­вующего европейскому стандарту «Евро-3»

«Чистые» бензины
МНПЗ самым серьезным образом готовился к введению новых стандартов топлива.

В 2000 году началось строительство установки изомеризации, способной перерабатывать 220 тыс. тонн сырья в год. Также была введена в эксплуатацию установка по производству ТАМЭ — высокооктановой добавки к автомобильным бензинам — мощностью 200 тыс. тонн. Это позволило повысить октановое число выпускаемых бензинов и снизить в них содержание олефинов, негативно влияющих на состояние двигателя автомобиля.

В 2002 году были завершены работы по реконструкции установки гидро­очистки 24−5, таким образом удалось снизить содержание серы в дизельном топливе. Это дало экологический эффект, сократив воздействие выхлопных газов на окружающую среду.
Комбинированная установка каталитического крекинга Г-43-107
Руслан Кривобок/РИА Новости
Московская автозаправка, 2000-е
По европейским стандартам
Введение в промышленную эксплуатацию установки ТАМЭ и установки гидроочистки дизельного топлива с новым реакторно-печным блоком позволило заводу на 3−4% увеличить выпуск бензинов с октановым числом 92 и 95 с улучшенными экологическими характеристиками, а также перейти на выпуск дизельного топлива с содержанием серы до 0,035%. Завод первым в России получил разрешение Госстандарта на производство бензинов марок «Премиум Евро-95» и «Регуляр Евро-92», соответствующих европейским стандартам качества.

Вскоре бензин марки АИ-95ЭК с кис­лородо­содержащей добавкой ТАМЭ был сертифицирован по стандарту «Евро-3».

В строительство установки ТАМЭ было инвестировано 180 млн рублей, а общий экономический эффект составил 25 млн рублей. В модернизацию установки гидроочистки дизельного топлива было вложено 310 млн рублей. Доля высокооктановых бензинов в структуре производимых бензинов на МНПЗ увеличилась до 63%.
Установка МТБЭ
Безопасность и контроль
Перед Московским НПЗ стояла задача не только повышать эффективность, то есть при минимальных затратах ресурсов получать с каждой тонны сырья максимальное количество востребованной продукции: марочные автобензины, дизельные топлива, авиационное топливо, — но и строго соблюдать отраслевые требования и стандарты, регламентирующие производственные процессы.

В 2001 году была создана организационно-методическая система управления промышленной безопасностью. Тогда на предприятии уже была внедрена быстродействующая система противо­аварийной защиты, отвечавшая европейским требованиям.

В 2002 году ввели технологию реагентной обработки и фильтрации оборотной воды, что снизило ее коррозионную агрессивность, склонность к образованию накипи и биооб­растаниям. В канализацию стало сбрасываться гораздо меньше оборотной воды.

В 2006 году была проведена модернизация систем управления и учета отпускаемой продукции на автоматизированном автомобильном терминале (наливной станции для отгрузки автобензинов).

7 лабораторий входит в систему менедж­мента качества продукции МНПЗ

Контроль качества готовой продукции
Лаборатория контроля качества на Московском НПЗ

Система ЛИМС видит всех

Важную роль в системе менеджмента качества продукции всегда играла заводская лаборатория. Цех контроля качества включает семь лабораторий, охватывающих такие направления деятельности, как неф­тепереработка, нефтехимия, экология и мониторинг технологических процессов.

В декабре 2007 года на МНПЗ была введена лабораторно-информационная система ЛИМС — единая для всех лабораторий цеха. Через нее оформлялись протоколы испытаний, пас­порта готовой продукции. ЛИМС обеспечила сквозной конт­роль за качеством производимых нефтепродуктов.